Автомобили на водороде, на электричестве, на метане, на Солнце - сегодня таким транспортом на альтернативных источниках энергии никого не удивишь. А вы еще помните, что когда-то были машины... на дровах? Не спешите снисходительно фыркать: некоторые самоходные "печки" дожили до наших дней!

Газогенераторный автомобиль

Двигатели внутреннего сгорания не похоронили паровые установки, как это ожидалось. Наоборот, "пыхтелки" на дешевых дровах или угле протянули аж до середины 20 века, потому что развивали огромную тягу, а по стоимости эксплуатации были выгоднее традиционных ДВС на нефтяном топливе. И паровыми были не только грузовики и тракторы, но даже и легковушки! Наверное, самую известную из них построили в США, на фирме Doble. Любопытно, что основатель компании Абнер Добл собрал свой первый паровой автомобиль еще в школе, между 1906 и 1909 годами, использовав детали от разрушенного парохода. И начав с "подножных" узлов, Doble позднее стала одним из новаторов парового автостроения.
Революционный и роскошный, но технически сложный и очень дорогой Doble Model E был по карману только очень состоятельным клиентам и знаменитостям. В период с 1922 по 1925 годы построили всего 24 такие машины, большая часть из которых дожила на наших дней и обитает в музеях и частных коллекциях.
Уже в 1917 году автосалон в Нью-Йорке "взорвала" сенсационная паровая легковушка Doble Detroit. Котел автоматически нагревался керосиновой горелкой, а сама она "заводилась" с ключа, больше не требуя вручную "разводить пары". На запуск холодного котла уходило всего 1,5 минуты против прежних 20-30. Правда, двигатель оказалась "сырой", а из 5000 заказов фирма осилили, по разным данным, лишь от 11 до 80 штук. Но самой крутой и известной была модель Doble E, созданная к 1922 году. Ее бойлер "заводился" всего за 30 секунд, а 4-цилиндровая паровая машина напрямую приводили задние колеса. Разгон до 100 км/час занимал менее 10 сек, "максималка" доходила до 140-190 км/час, а 90-литрового бака с водой хватало на 2400 км. Источник:

Читайте также